Топливный насос высокого давления для дизельного двигателя — принцип работы, неисправности, ремонт

Топливный насос высокого давления (сокращенно ТНВД) – важнейший конструкционный элемент двигателей внутреннего сгорания. Насос для дизеля имеет несколько другой принцип действия, по сравнению с бензиновыми насосами.
Ключевая особенность работы ТНВД в дизельных автомобилях заключается в создании разности давления между основной топливной магистралью и камерами сжатия. Топливные насосы обеспечивают оптимальные показатели впрыска топлива под необходимым давлением в камеру сгорания.
Кроме того, ТНВД играет роль распределительного элемента за счет контроля последовательной подачи дизельного топлива к рабочим форсункам. Также насосы высокого давления отвечают за объемы подачи топлива, зависимо от динамики движения, температуры двигателя и множества других параметров. ТНВД бывают распределительного типа и рядного типа по своей конструкции.
Как и любые другие элементы автомобиля, насосы высокого давления склонны к периодическим поломкам, которые могут быть спровоцированы плохим топливом, высокими нагрузками или банальным износом конструкционных элементов.
Как правило, эксплуатация неисправного ТНВД приводит к более серьезным поломкам двигателя, ухудшению управления автомобилем и повышенному расходу топлива. Для исправности транспортного средства необходимо проводить регулярную диагностику, обслуживание и своевременный ремонт ТНВД у специалистов.
Причины и признаки неисправностей дизельного ТНВД
Среди наиболее распространенных причин поломки топливного оборудования дизельного типа выделяют износ подвижных элементов, плохое качество дизтоплива и попадание в систему воды.
К основным симптомам неисправности ТНВД дизельных силовых агрегатов можно отнести:
- Проблемы с запуском двигателя, которые, как правило, связаны с износом плунжерных пар и отсутствием необходимого давления в системе. Данная проблема является одной из наиболее характерных и распространенных для топливных систем дизельных двигателей;
- Существенное уменьшение мощности. В большинстве случаев проблема, связана с износом конструкционных элементом и увеличением зазоров, что приводит к уменьшению впрыскового давления. Понижение давления в системе приводит к сбоям в работе режимного регулятора оборотов;
- Излишний нагрев силового агрегата, который связан с некорректной работой автомата опережения впрыска. Такая поломка является наиболее опасной и требует немедленной диагностики и ремонта ТНВД;
- Повышенное потребление топлива. Увеличение расхода топлива, как правило, связано с утечкой топлива из-за нарушения герметичности топливного насоса, износом плунжерных элементов и неправильным углом впрыска;
- Рывки и чрезмерно громкая работа двигателя. Данная проблема часто связана с ранним впрыском топлива и неравномерным распределением топлива по цилиндрам;
- Черный дым из выхлопных труб. Подобная проблема чаще всего возникает из-за позднего угла впрыска топлива. Такая неисправность, в большинстве случаев, характерна автомобилям с большим пробегом.
Основные этапы ремонта топливных насосов дизельных двигателей
Первым и ключевым этапом ремонтных работ является проведение комплексной диагностики ТНВД. В современных автомобилях первичная диагностика проводится в специализированных центрах при помощи диагностических сканеров, которые считывают коды ошибок с ЭБУ. Старые модели силовых агрегатов без ЭБУ диагностируется визуально и посредством тестирования в различных нагрузках на испытательных стендах.
Комплекс ремонтных работ определяется, исходя их характера выявленных неисправностей, и может существенно отличаться в отдельных ситуациях.
Классический комплекс работ по ремонту ТНВД на СТО включает такие этапы:
- Проведение разборки и промывки ключевых элементов в топливе;
- Осуществление дефектовки топливного насоса;
- Проведение предварительной и чистовой притирки всех соединений и отверстий;
- Хромирование плунжерных пар для расширения диаметров;
- Осуществление притирки плунжеров посредством специализированной пасты ГОИ;
- Разделение плунжеров на группы с максимальным отклонением в диаметре не более 2 мкм;
- Подбор необходимых плунжерных пар с вхождением в отверстие на 1/5 части от общей длины;
- Проведение притирки на доводочных станках;
- Поэтапная сборка топливного насоса в обратном порядке;
- Замена всех уплотнительных элементов;
- Проведение стендовой настройки и диагностики работы ТНВД в рабочих режимах.
Качественная диагностика и ремонт топливных насосов дизельных силовых агрегатов невозможна без использования профессионального оборудования и участия квалифицированных специалистов.